Инструмент

Как прокачать гидравлический домкрат 2 тонны

Какие виды гидравлических домкратов существуют?

Существует 6 главных видов домкратов, работающих с помощью гидравлики. Все разновидности очень комфортны в эксплуатации, но из-за их особенностей не всюду всераспространены. В большинстве случаев можно повстречать бутылочные виды гидравлического домкрата, потому что он имеет маленький размер и отлично совладевает с поставленными задачками.

Бутылочный домкрат

Конструкция аппарата довольно ординарна, но при всем этом устройство способен поднять от 2 до 100 тонн. Из-за маленького размера корпуса и его специфичного вида устройство окрестили бутылочным. Малогабаритный размер позволяет возить домкрат в багажнике автомобиля и использовать его в всех критериях.

В проф мастерских либо у людей, которые заинтересованы в поднятии грузов на более высочайшее расстояние от земли, может применяться конструкция с 2-мя либо 3-мя штоками.

Подкатной домкрат

Очень похож на телегу и имеет 4 колеса, которые очень комфортны для передвижения по автомастерской. Устройство имеет два цилиндра, сообщающихся вместе 2-мя каналами с клапанами. Устройство очень комфортен для подъема машины в критериях автосервиса либо всех других грузов. Основным недочетом домкрата является невозможность работать в полевых критериях и на неровной поверхности.

Гибридные домкраты

Есть домкраты, которые соединяют внутри себя функцию подкатных и бутылочных аппаратов. Две площадки для груза позволяют отлично управляться с задачей подъема грузов в всех критериях эксплуатации. Домкрат управляется с помощью педали и рычага, по этому мастеру просто работать с ним.

Как выбрать и пользоваться домкратом

Что такое домкрат

Домкрат – механизм, созданный для подъёма тяжестей на маленькую высоту. Применяется при выполнении ремонтных либо строй работ. У большинства людей он ассоциируется со сменой колес автомобиля.

Также домкрат может быть частью более сложных устройств, к примеру, таких, как кран, подъемник, пресс и пр.

Как выглядит домкрат

Как работает домкрат

Механизм работы домкрата находится в зависимости от его вида.

Гидравлический домкрат работает за счет перемещения рабочей жидкости. А конкретно:

  • Во время нажатия на рычаг насос нагнетает рабочую жидкость в цилиндр. Та, в свою очередь, попадая в цилиндр через особый клапан, наращивает давление на поршень и приводит его в движение
  • Совместно с поршнем перемещается и шток с подъемной пятой. При всем этом, клапан не позволяет рабочей жидкости перетечь назад в корпус и препятствует опусканию поршня

Для того, чтоб опустить груз, нужно переключить перепускной клапан. Как это будет изготовлено, рабочая жидкость равномерно возвратится в резервуар и, поршень, а вкупе с ним и опорная площадка с грузом, опустятся.

Как работает механический винтовой домкрат

Принцип деяния винтообразных механических домкратов базируется на превращении вращающего момента в поступательное перемещение. Основными элементами винтообразных домкратов являются: пара винт-гайка и червячный редуктор, подаёт вертящий момент на гайку, где происходит его преобразование в поступательное движение, производящее подъём груза.

Если гласить о домкратах реечного типа, то главным несущим элементом в их выступает зубчатая рейка. По ней и движется храповой механизм, к которому прикреплен откидной подхват. Наличие переключателя позволяет поменять направление движения.

Виды домкратов

В данном пт нашей статьи мы перечислим главные виды домкратов для авто.

  • Домкрат гидравлический (домкрат бутылочный, домкрат подкатной)
  • Домкрат пневматический
  • Домкрат механический (домкрат винтообразной, домкрат ромбовидный, реечный домкрат)

Как правильно пользоваться домкратом

Не зависимо от того, какой из домкратов вы используете, в целях безопасности нужно соблюдать последующие правила:

  • Подъем автотранспортного средства на домкрате необходимо создавать только на жесткой горизонтальной поверхности. Это дозволит исключить возникновение в приподнятом положении боковой силы скатывания. Ни при каких обстоятельствах нельзя поддамкрачивать на песке, гравии либо щебне
  • До того как начать подъем, нужно заблокировать обратные колеса автомобиля, чтоб он не двинулся вперед либо вспять. Сделать это можно при помощи колодок, бревен либо кирпичей
  • Не подымайте машину, если включена КПП. Перед подъемом необходимо поставить КП в нейтральное положение
  • Если необходимо поднять два задних колеса, заблокируйте с обеих сторон фронтальные колеса
  • Если необходимо поднять оба фронтальных колеса, поставьте авто на стояночный тормоз и заблокируйте с обеих сторон задние колеса
  • Подъем автомобиля необходимо создавать плавненько, избегая качения и рывков
  • После окончания подъема автомобиля, проверьте его устойчивость покачиванием в разные стороны

Куда ставить домкрат

Устанавливать домкрат следует исключительно в специально предназначенные места таким макаром, чтоб в упоре его выемка вошла в ребро порога поближе к меняемому колесу. На порогах особыми подштамповками отмечены места для правильной установки домкрата.

Что заливают в домкрат и как заправить гидравлический домкрат

В гидравлический домкрат заливают масло для домкрата. А вот какое масло заливают в домкрат, пробуем разобраться.

Лучше всего заливать в гидравлический домкрат специальную гидравлическую жидкость невысокой вязкости. Но, как вариант, в качестве рабочих жидкостей можно использовать и веретенное масло И20А, обычные индустриальные масла марок ВМГЗ, И12А и марки И30А, И40А или И50А (последние только в теплое время года). А вот моторное масло, тормозную или трансмиссионную жидкость, глицерин или воду заливать в оборудование запрещается. Данные жидкости могут вызвать повреждение механизма, коррозию и привести к внезапному падению домкрата с грузом.

прокачать, гидравлический, домкрат

Что касается того, как заливать масло в домкрат, то тут все относительно просто. Для этого необходимо:

  • Опустить домкрат, чтобы вся жидкость оказалась в резервуаре для масла (как опустить домкрат, мы писали чуть выше)
  • Найти отверстие для залива масла (оно, как правило, находится в основном цилиндре; может быть закрыто винтом или заглушкой)
  • Слить старую рабочую жидкость через найденное отверстие для залива масла
  • Залить масло для гидравлического домкрата в отверстие для залива масла (удобнее всего сделать это с помощью шприца или масленки). После выполнения данного действия не забудьте закрутить винт или закрыть его заглушкой
  • Избавиться от лишнего воздуха в оборудовании (для этого необходимо несколько раз опустить и поднять рукоятку домкрата)

Как прокачать домкрат

Прокачка домкрата позволяет избавиться от лишнего воздуха в оборудовании. Чтобы ее произвести, необходимо:

После выполнения вышеописанных действий воздух переместится в масляный бак. Теперь следует перекрыть сливной клапан и установить на место пробку.

Как выбрать домкрат для автомобиля

Чтобы понять, какой домкрат купить в машину, необходимо уделить внимание следующим параметрам:

Грузоподъёмность. Главная задача, с которой должен справляться домкрат, это поднимать ваше транспортное средство. Поэтому важно, чтобы его грузоподъёмность превышала вес автомобиля. Например, обычный седан редко перевешивает 1,3 тонны, в силу чего обладателям этого легкового транспорта можно обратить внимание на простенькие ромбические домкраты грузоподъемностью от 1,5 до 2 тонн.

Высота подхвата. Высота подхвата – это высота, с которой начинается подъем. Поэтому, если у вашего автомобиля небольшой клиренс, нужно выбирать оборудование с меньшей высотой подхвата.

Максимальная высота подъема. Для ремонта автомобиля, замены колес, рулевой рейки и просто подробного осмотра автомобиль нужно поднять на достаточную высоту. Как показывает практика, высота подъема в 30-50 сантиметров является вполне достаточной.

Тип привода. На сегодняшний день, можно выделить три типа привода: механический, гидравлический и пневматический. Самым простым и бюджетным является механический. Главный его минус – для подъема нужно приложить серьезное усилие. Второй, то есть, гидравлический, стоит дороже, но, в то же время, не требует для работы такого же усилия, как механический, и является более удобным. Пневматический домкрат работает с источником сжатого воздуха, а подъем автомобиля осуществляется за счет наполнения специальной камеры этим газом. Главное преимущество таких домкратов – они поднимают транспорт очень быстро и с минимальными затратами энергии.

Как прокачать гидравлический домкрат, и остальные вопросы по обслуживанию подъемников

Для подъема тяжестей человек изобрел множество приспособлений. Если вкратце описать принцип их работы – трансформация пройденного расстояния в усилие.

Рассмотрим примеры таких преобразований:

  • Рычаг. На длинной стороне пройденное расстояние больше, а усилие меньше. На короткой стороне наоборот;
  • Блочная система. Трос, проходя через определенное количество блоков, с каждой петлей теряет в расстоянии, пропорционально приобретая дополнительное тяговое усилие;
  • Шестерни с разным передаточным отношением. Малая шестерня крутится быстро и с меньшим усилием. Большая – наоборот;
  • Цепная (ременная) пара. Шкив меньшего диаметра вращается без усилия и быстрее. Шкив большего диаметра развивает высокий крутящий момент на валу при меньшей скорости вращения;
  • Сообщающиеся сосуды. Две поршневые пары, соединенные между собой работают по принципу рычага. Поршень меньшего диаметра при малом усилии двигается с большим размахом. В то время как более крупный его «собрат» перемещается на небольшое расстояние с пропорционально увеличенным усилием.

По принципу сообщающихся сосудов работает гидравлический домкрат.

Относительно компактные размеры (в сравнении с усилием, которое может развить инструмент) делают его незаменимым при работе с большими тяжестями. Переносные бутылочные домкраты (это второе их название) развивают усилие от 1 до 20 тонн. Более крупные экземпляры могут взять вес в 200 тонн.

При этом именно гидравлика относится к самым безопасным приспособлениям для подъема тяжестей.

Когда именно необходима прокачка

Важно помнить, что срок эксплуатации любого инструмента и оборудования без обслуживания ограничен, и гидродомкраты не являются исключением. С одной стороны, эти устройства относят к категории максимально надёжных и выносливых, однако, и они требуют регулярного ухода. Чаще всего пользователям приходится сталкиваться с неисправностями, отражающимися на давлении внутри цилиндров.

В результате подобных неполадок существенно уменьшается высота подъёма штока, а также способность удерживать груз. При этом эксплуатационные показатели оборудования могут понижаться как постепенно, так и резко. В подобных ситуациях одним из эффективных способов решения проблемы может стать прокачка домкрата, во время которой потребуется выгнать воздух из системы и пополнить запас рабочей жидкости.

Для максимально оперативного устранения любой неисправности необходимо сначала определиться с её причинами. Своевременное и точное выявление уязвимого места механизма поможет оперативно восстановить его работоспособность.

прокачать, гидравлический, домкрат

Не секрет, что именно масло, выполняющее функции рабочей жидкости в любом гидравлическом устройстве, отвечает за создание давления, необходимого для подъёма и фиксации грузов. Исходя из этого, можно сделать вывод, что большинство проблем связаны именно с ним. Завоздушенность системы приводит к следующим неполадкам:

  • уменьшение рабочей длины штока;
  • появление пружинной амортизации упора при минимальных нагрузках;
  • существенное замедление подъёма;
  • уменьшение грузоподъёмности домкрата.

В подавляющем большинстве случаев воздух в гидроцилиндрах появляется из-за уменьшения количества рабочей жидкости. При сильно выкрученном перепускном клапане масло может просто вытечь, если домкрат расположен под наклоном.

Стоит учесть, что даже при правильной транспортировке в таких случаях со временем объём жидкости уменьшается. Именно поэтому настоятельно рекомендуется постоянно контролировать положение указанного клапана.

Ещё одним источником воздуха может стать повреждённое, изношенное или же неправильно установленное уплотнительное кольцо поршня гидронасоса. При эксплуатации домкрата в горизонтальном и перевёрнутом положении камера может постепенно наполняться воздухом. В таких ситуациях количество масла во второй ёмкости может оставаться нормальным.

Чаще всего источником всех бед являются завоздушенность цилиндров гидравлического домкрата и утрата герметичности отдельных элементов конструкции подъёмного оборудования. Однако на практике приходится сталкиваться также с выходом из строя обратных клапанов. Из-за того, что сбивается запорный шарик, подпираемый пружиной, рабочая жидкость перестаёт собираться в нужной камере. В подобных ситуациях перед прокачкой домкрата придётся его полностью разобрать и заменить повреждённые элементы. Выполнение подобных работ рациональнее будет доверить опытным специалистам сервисного центра.

Как прокачать гидравлический домкрат

Начать описание процесса, следует с определения самого термина “прокачка”, по отношению к подъемнику гидравлического типа. В данном случае, под этим распространенным словом, подразумевается список действий по удалению воздуха из системы инструмента. Важной частью данного мероприятия является перекачка жидкости насосом, откуда и вытекает подобное название. Данное определение нельзя назвать максимально точным, поскольку прокачку можно выполнить и без задействования насоса, о чем расскажем далее.

Переходим к конкретике. У вас есть старый или новый домкрат с явными симптомами завоздушенности (уменьшением выхода упора, поднимаемого веса и общим снижением эффективности). Для восстановления работоспособности оборудования потребуется штатный набор бытовых инструментов и 200-300 мл жидкости. Лучше использовать специальное гидравлическое или веретенное масло И20А. Можно залить другие марки (И30, И40, ВМГЗ) и даже жидкость для ГУР, главное, чтобы смесь не была слишком густой. Воду и прочие смеси, использовать категорически запрещено.

Первым делом необходимо найти отверстие для заливки, которое плотно закупорено резиновой пробкой. У бутылочных и подкатных домкратов оно расположено в верхней части корпуса цилиндра. В зависимости от модели, пробка может быть утоплена к корпус или выпячена, закрашена в общий тон или контрастирующий цвет. Определим местоположение отверстия, его надо аккуратно откупорить не повредив пробку.

Если домкрат старый и периодически эксплуатировался более пары лет, следует полностью слить старое масло. Чтобы в полной мере удалить все остатки, необходимо открутить перепускной вентиль и опустить поршень насоса. Для промывки можно использовать специальную жидкость, керосин или то масло, которое планируете заливать. Просто заливаем состав в отверстие, закрываем вентиль, выполняем накачку до полного подъема штока, открываем вентиль, опускаем шток вручную и повторяем эту последовательность ещё пару раз. После, сливаем жидкость, как описано выше. Если домкрат новый, сливать масло не обязательно.

Для закачки жидкости в корпус домкрата, удобнее всего использовать обычный шприц. Наливаем масло в небольшую емкость с широким горлышком, ставим инструмент в рабочую позицию (бутылочные вертикально, подкатные горизонтально), и заполняем масляный резервуар до предельного уровня.

Когда корпус будет полон масла, закручиваем перепускной вентиль (если он был открыт) и накачиваем состав в блок цилиндра до максимального подъема упора. Далее поворачиваем вентиль, вручную опускаем шток и повторяем эту последовательность действий ещё пару раз. Заливное отверстие, при этом, должно быть открыто. С помощью подобной техники, можно как прокачать подкатной домкрат, так и любые другие гидравлические подъемники.

Если указанные выше действия не дают серьезных результатов, можно попробовать открутить запорный винт на пару оборотов, вручную поднять упор на максимальную высоту (не насосом), и резко его опустить. Так повторить несколько раз, с каждым новым подходом снижая высоту выдвижения штока примерно на 1 см, пока не дойдете до начальной точки его положения. Этот способ позволит выдавить воздух путем прямого воздействия.

Если вы хотите получить более наглядное представление, и подробно разобраться как прокачать гидравлический домкрат бутылочного типа, видео, представленное ниже, передаст максимально подробную информацию по этому процессу.

Технология прокачки

При падении мощности подкатной домкрат необходимо прокачать.

Прокачка гидравлического домкрата начинается с того, что следует открыть специальный перепускной клапан, пробку с резервуара для масла. Делается это для того, чтобы можно было слить старое масло и выполнить промывку устройства. Такой этап очень важен, так как при эксплуатации емкость постепенно загрязняется, сор может попасть на другие части механизма, вызвать его серьезные поломки. После того как масло слито, надо емкость наполнить специальной жидкостью, ее можно приобрести по вполне оптимальной цене. Максимальные усилия приведут к тому, что воздух полностью выйдет из гидравлики. Из емкости он быстро перекачивается в полость для масла, работа эта занимает не так много времени.

Из рабочей полости, когда выполняется прокачка, все следы воздуха полностью удаляются. Проводиться работа должна строго по инструкции, предоставляемой производителем, так как разные модели гидравлического домкрата могут потребовать проведения различных действий. В результате выполненных действий мощность оборудования не должна изменяться, при пробном запуске оно работает точно так же, как и в новом состоянии.

Может произойти такая ситуация, когда гидравлический домкрат начнет работать не с той мощностью. Это означает, что воздух удален из рабочей полости не весь. В таком случае процедура повторяется несколько раз, пока не будет достигнут требуемый результат. Такой метод является универсальным, он отлично подходит для любой модели.

Гидравлический домкрат незаменим при автослесарных работах.

Случается так, что гидравлический домкрат начинает работать не на 100% своей мощности, а на меньшее ее значение. Здесь следует сначала внимание обратить на то, в каком положении находится запорная игла. Ее найти просто, она должна открываться на 2-3 оборота. Найти положение такой иглы не составит труда, если посмотреть предлагаемую инструкцию. Она всегда поставляется вместе с оборудованием. После того как игла найдена, следует поднять винт до самого крайнего положения, затем отпустить. Это обеспечивает правильное расположение винта во время выполняемой работы.

После этого выполняется прокачка домкрата, обычно хватает 2-3 раз, чтобы устранить проблему. Если результата нет, то требуется процесс повторить, обычно его вполне достаточно. В любом случае требуется внимательно следить за уровнем масла, чтобы оно находилось на максимальной отметке. Во время прокачки оно доливается, пока уровень его не будет неизменным. Такой же метод позволит полностью удалить грязь. Головка корпуса откручивается, в полость заливается керосин. Домкрат прокачивается при выкрученной игле, что дает возможность сразу же удалить все следы грязи.

Устройство гидравлического домкрата

Главными элементами в конструкции гидравлического домкрата являются:

Гидравлический домкрат может иметь обычный или удлиненный корпус, изготовленный из закаленного металла. Корпус выполняет следующие функции: является емкостью для рабочего масла и выступает направляющим цилиндром для поршня.

Агрегат этого типа оборудован гидравлическим насосом с воздушным, ножным или ручным приводом. В конструкции домкрата находятся клапаны безопасности и иные устройства для поддержания безаварийной и долгой эксплуатации.

Выдвижной гидравлический цилиндр и подъемный механизм, который поднимает специальную площадку, расположены в отверстиях корпуса. Опускание происходит с помощью разворота Т-образной рукояти. Конструкция имеет встроенные колеса, которые обеспечивают устройству мобильность. Удлиненный корпус тира, как правило, применяется для работы с большегрузными автомобилями и автобусами.

Принцип работы

Любой гидравлический подъемный механизм работает с использованием жидкости по принципу сообщающихся сосудов. Перед работой нужно установить агрегат на твердой и ровной поверхности под машиной и при закрытом клапане зажать рычаг, пока авто не выйдет на требуемую высоту. Спуск машины происходит с помощью открытия клапана, находящегося на корпусе домкрата.

Рабочее гидравлическое масло перекачивается приводным насосом при помощи рычага. Жидкость перемещается в цилиндр через клапан, выдавливая его. Обратному выходу масла препятствуют два клапана – всасывающий и нагнетательный. Для того чтобы опустить домкрат, нужно на насосе открыть клапан, в этом случае из цилиндра жидкость переходит назад в корпус.

Наличие на корпусе резьбы, защищенной специальным кожухом, резьбовых отверстий в основании и резьбы на штоке, гарантирует неограниченные работы домкратов и возможности использования для гибки, зажима и опрессовки. Надежная опора, изготовленная из закаленного металла и установленная на шток, защищает подъемный механизм от повреждений. Рифленая часть основания не допускает скольжения автомобиля.

Преимущества и недостатки

Гидравлические домкраты считаются самыми неприхотливыми. Главная особенность гидравлики – это несжимаемая рабочая жидкость. В результате происходит плавность подъема груза, точность торможения и фиксация на необходимой высоте. Гидравлические домкраты имеют отличный КПД – до 85% и большую грузоподъемность – свыше 250 тонн при небольшом усилии, благодаря высокому передаточному числу между поверхностями цилиндра и плунжера насоса.

Но у гидравлических подъемных устройств изначальная высота подъема значительно выше, в отличие от механических устройств. Еще одна сложность – невозможность точной регулировки высоты опускания. Для поддержки в рабочем положении домкрата нужно все время контролировать герметичность сальников и клапанов, а также следить за уровнем масла. Хранить и перевозить эти агрегаты можно только в вертикальном состоянии, иначе жидкость может вылиться из корпуса.

Недостатки гидравлических домкратов:

  • Являются довольно медлительными.
  • Имеют большие размеры и массу.
  • Высокая цена.
  • Небольшой ход для одноплунжерных домкратов.

Бутылочные (вертикальные) домкраты

Конструкция гидравлического вертикального домкрата является наиболее простой. Область использования этих домкратов является довольно обширной в силу значительно диапазона поднимаемого груза – от 3 до 200 тонн. Бутылочные домкраты используют в грузовом автотранспорте. Кроме основных преимуществ гидравлического домкрата, бутылочные модели имеют и еще несколько – это большая площадь опоры, компактность и универсальность использования.

Вертикальные домкраты могут быть двуштоковыми и одноштоковыми. Одноштоковое устройство отличается удобством эксплуатации и простотой конструкции, что расширяет сферу его использования и дает возможность производить работу различной сложности:

  • демонтаж и монтаж в строительстве и машиностроении;
  • ремонт колес вагонов и автомобилей;
  • использование в качестве силового узла трубореза, трубогиба, пресса и подобного инструмента.

Двуштоковый телескопический домкрат имеет похожую конструкцию с вертикальным, принцип работы бутылочного механизма основан на установке нескольких штоков. Поршень расположен в основании телескопического устройства. Его можно использовать в вертикальном и горизонтальном положении. Он подходит большинству авто и имеет небольшие габариты. Подъем происходит при помощи подъемного рычага, который приводится в рабочее положение цилиндром.

Подкатные домкраты

Этот вид домкрата работает по такому же принципу, как и вертикальный, но с тем отличием, что цилиндр находится не в вертикальном положении, при этом поршень напрямую не совмещается с подхватом. Подкатным это устройство названо по причине того, что представляет из себя тележку на колесах, которую можно катить по поверхности. Домкрат во время подъема рычага и подхвата смещается или «подкатывается» под груз.

Как прокачать гидравлический домкрат. Замена масла в домкрате.

Этот домкрат приводиться в движение, как и бутылочные аппараты, качанием рычага, опускается также – выкручиванием винта клапана. Если необходимо опустить груз, то нужно насадить на клапанный винт трубчатую рукоятку, затем перегородка входит в паз данного винта. Проворачивая ручку вокруг оси, оператор вращает и винт, таким образом, снижая в цилиндре давление и опуская на нужную высоту автомобиль.

Как правило, подкатный домкрат используется на шиномонтажной станции, так как он идеально подходит для подъема одной стороны авто, довольно быстрый в монтаже и работе. Недостатки у этой конструкции происходят из названия – для работы подкатному подъемному механизму необходима твердая и ровная поверхность, асфальт или бетон. Помимо этого, большой вес и размер осложняют перевозку устройства в машине.

Подкатные домкраты разделяются по назначению:

  • Для личного пользования легковых автомобилей, грузоподъемностью до трех тонн.
  • Для шиномонтажных и автомобильных сервисов, грузоподъемностью до четырех тонн и с установкой рычагов предварительного подъема для быстрого достижения требуемой высоты подхвата.
  • Для специальной автотехники и обслуживания тяжелых машин, грузоподъемностью до двадцати тонн и с установкой рычагов предварительного подъема.

Почему не работает бутылочный домкрат?

Мало масла в резервуаре, Шток не поднимается на заданную в технической документации высоту. Для ремонта своими руками, нам потребуется просто долить масло. Открываем крышку заливки масла, заливаем, далее прокачиваем домкрат, как это сделать изложено в конце статьи.

Протекает масло. Бывает так что масло просачивается в местах, резинок и уплотнителей, это первый признак того что нужно произвести кап ремонт, заменить все прокладки и уплотнители, осуществить промывку. Чтобы произвести ремонт домкрата гидравлического бутылочного типа самостоятельно потребуется рем комплект.

Под нагрузкой проседает. Происходит из-за воздуха внутри, одна из резинок или прокладок пропускает масло и вместо него в рабочую камеру попадает воздух, имеющий свойство сильно сжиматься под нагрузкой. Для устранения неисправности рекомендуется, произвести ремонт домкрата, поменять все прокладки и залить новое масло.