Дрели

Не работает ударный механизм перфоратора

Боек и ударник

Эти детали изготавливают из высокопрочной стали. Боек выходит из строя редко, но втулка, в которой он двигается, поглощает часть ударной энергии и со временем разрушается. Осколки заклинивают боек, и перфоратор перестает бить.

Ударник («летающий поршень») имеет компрессионное кольцо. При его износе часть воздуха проходит в зазор между цилиндром в стволе и ударником. Чем больше износ, тем слабее удар. Проблему решает замена кольца на новое.

Иногда ударная часть «летающего поршня» разбивается о боек. Обычно это результат давления на перфоратор при бурении отверстий. Скорость сверления не увеличивается, но нагрузка на механизм возрастает, что ускоряет износ. Ремонт заключается в снятии фаски на наждачном станке или замене детали.

Снятие патрона

Убедившись, что перфоратор обесточен, из головки патрона извлекают установленную насадку, после чего отделяют и разбирают патрон. Для этого:

  • Плоской отверткой открепляют резиновую насадку-пыльник.
  • С помощью плоскогубцев размыкают и снимают стопорное кольцо.
  • Аккуратно отделяют пластиковую анти-инвазивную трубку-кожух, следя за тем, чтобы не выпали подшипниковые шарики, шайба и пружина.
  • Детали выкладывают и вычищают от смазки, после чего осматривают на предмет повреждений.

Справка. В ситуации, когда установленную насадку заклинивает в кулачном механизме патрона, рекомендуется простучать его по кругу резиновым молотком, после чего влить 5-7 капель жидкой смазки. Операцию проводят 2-3 раза с перерывом в 3 минуты, после чего плоскогубцами извлекают насадку (зубило или лопатку).

Диагностика неисправностей

Приступая к осмотру перфоратора, начинают, как правило, со шнура электропитания и штепселя. Для начала его достаточно осмотреть. Для более точной диагностики используют автомобильный или бытовой амперметр или мультиметр.

Если неисправность в шнуре выявлена, его заменяют целиком, подобрав или купив новый, с сечением проводки, соответствующей энергопотреблению прибора.

Если же было выявлено, что шнур не поврежден – переходят к диагностике внутреннего устройства инструмента. Основные неисправности перфораторного инструмента подразделяются на:

Пропал удар на перфораторе?

  • сбои в механических узлах и компонентах;
  • сбои в электро-динамической «начинке».

Важно. Перед тем как своими руками вскрывать корпус прибора, рекомендуется заранее подготовить рабочее место и необходимый для диагностики и ремонта инструментарий – отвертки или многофункциональный шуруповерт, кусачки и плоскогубцы, резиновый молоток, тиски и ключи под разный диаметр гаек, магнит, набор для прочистки и смазки.

Устройство инструмента и его механизм

Функциональное назначение перфоратора определяется его внутренним устройством.

Усиленный ударно-вращательный механизм инструмента – это так называемый «качающийся подшипник» или же «кривошипный шатун», которые вращаясь от двигателя, передают колебания в пневматические поршни (или поршень), после чего нагнетаемый в поршнях воздух с ударом толкают боек с насадкой.

Сила удара в 17-20 килоджоулей и параллельное вращение буйка за счет передаточной шестерни обеспечивает вхождение зубила или бура в материал высокой плотности. Оно необходимо для пробивания сквозных дыр или штрабления отверстий под электропроводку или сантехнические трубы.

Патрон

Ремонт, прочистка и смазка узлов патрона легко производится в условиях домашней мастерской. Однако в том случае, если одна или несколько деталей износились до опасного предела, патрон снимают, как это описано выше, и заменяют непригодные детали.

Ударный механизм перфоратора

Большинство современных перфораторов имеют электропневматический ударный механизм. «Электро» – потому, что механика приводится в движение электродвигателем, а «пневматический» означает, что боек, бьющий по хвостовику бура, приводится в движение воздухом.

  • Шестерня передачи вращения от двигателя
  • «Пьяный» подшипник
  • Поршень
  • Ударник («летающий поршень»)
  • Ствол
  • Боек
  • Патрон SDS

При нажатии на кнопку двигатель передает вращение валу с «пьяным» подшипником, который в свою очередь приводит в движение поршень внутри ствола. При движении поршня вперед, между ним и ударником возрастает давление воздуха. Ударник двигаться в сторону бойка и бьет по нему. Боек передает энергию удара в бур. Затем поршень совершает движение в обратную сторону, создавая в стволе область разрежения. За счет этого ударник возвращается в исходное положение, после чего весь цикл повторяется.

Большинство перфораторов имеют два или три режима работы:

  • комбинированный режим: удар и вращение бура;
  • режим блокировки вращения: работает только ударный механизм;
  • режим блокировки удара: перфоратор можно использовать в качестве дрели или миксера для приготовления строительных смесей.

Причины отсутствия удара

На первый взгляд кажется, что ударный механизм имеет простую конструкцию, и ломаться там нечему. Нагрузка, пыль и вибрация постепенно берут свое. Обычно сила удара снижается по мере износа механизма и в итоге сходит на нет. Резкое исчезновение удара объясняется деформацией или разрушением некоторых деталей.

«Пьяный» подшипник

Он насажен на вал под углом и приводит в движение поршень. При наличии выработки или разрушении подшипник подлежит замене.

Причины и возможности устранения проблемы, когда нет удара перфоратора

При сверлении отверстий перфоратором главным фактором является не вращение бура, а удар. От его силы зависит как скорость бурения, так и способность инструмента справляться с особо твердыми строительными материалами (бетон, гранит и прочие).

Пыль и постоянные нагрузки на инструмент негативно сказываются на его работе. В процессе эксплуатации сила удара может заметно снизиться или исчезнуть совсем.

Как работает перфоратор и почему он «отказывается» долбить?

Боек и ударник

Эти детали изготавливают из высокопрочной стали. Боек выходит из строя редко, но втулка, в которой он двигается, поглощает часть ударной энергии и со временем разрушается. Осколки заклинивают боек, и перфоратор перестает бить.

Ударник («летающий поршень») имеет компрессионное кольцо. При его износе часть воздуха проходит в зазор между цилиндром в стволе и ударником. Чем больше износ, тем слабее удар. Проблему решает замена кольца на новое.

Иногда ударная часть «летающего поршня» разбивается о боек. Обычно это результат давления на перфоратор при бурении отверстий. Скорость сверления не увеличивается, но нагрузка на механизм возрастает, что ускоряет износ. Ремонт заключается в снятии фаски на наждачном станке или замене детали.

Переключатель режимов

Детали механизма могут выйти из направляющих пазов. Это может быть следствием деформации, износа или частой работы инструментом с не полностью включенным режимом. Неисправность устраняется установкой деталей на свои места или заменой на новые.

Ударный механизм перфоратора

Большинство современных перфораторов имеют электропневматический ударный механизм. «Электро» – потому, что механика приводится в движение электродвигателем, а «пневматический» означает, что боек, бьющий по хвостовику бура, приводится в движение воздухом.

  • Шестерня передачи вращения от двигателя
  • «Пьяный» подшипник
  • Поршень
  • Ударник («летающий поршень»)
  • Ствол
  • Боек
  • Патрон SDS

При нажатии на кнопку двигатель передает вращение валу с «пьяным» подшипником, который в свою очередь приводит в движение поршень внутри ствола. При движении поршня вперед, между ним и ударником возрастает давление воздуха. Ударник двигаться в сторону бойка и бьет по нему. Боек передает энергию удара в бур. Затем поршень совершает движение в обратную сторону, создавая в стволе область разрежения. За счет этого ударник возвращается в исходное положение, после чего весь цикл повторяется.

Большинство перфораторов имеют два или три режима работы:

  • комбинированный режим: удар и вращение бура;
  • режим блокировки вращения: работает только ударный механизм;
  • режим блокировки удара: перфоратор можно использовать в качестве дрели или миксера для приготовления строительных смесей.

Смазка

Несвоевременная замена смазки тоже может быть причиной отсутствия удара. Работа перфоратором подразумевает наличие пыли, которая не лучшим образом влияет на свойства смазочных материалов. Пыль может забить отверстия в цилиндре, предназначенные для циркуляции воздуха при работе ударного механизма. Такой же эффект не исключен при использовании слишком густой смазки, не предназначенной для перфораторов.

Как починить перфоратор / 2-24 / Как поменять ударный болт / Пьяный подшипник / Обслужить / Ремонт

«Пьяный» подшипник

Он насажен на вал под углом и приводит в движение поршень. При наличии выработки или разрушении подшипник подлежит замене.

Неисправность режима сверления в перфораторе

В перечне самых распространенных неисправностей электроинструмента неизменно упоминается ситуация, когда не работает в режиме сверления перфоратор BlackDecker, Bosch, DeWALT либо любой другой марки, но при этом активно долбит обрабатываемый материал.

Эффективное ударное воздействие – важное достоинство перфоратора, но без вращения бура оно будет почти полностью нивелировано. Функционал инструмента при этом будет ограничен непродолжительными операциями с долотом, пикой и т.п. – длительная работа в режиме «долбление без сверления» быстро приведет к поломке механизма.

Обычно наиболее прост ответ на вопрос, почему при переключении на сверление перфоратор бьет, как в ударном режиме. Вероятнее всего, это вызвано поломкой переключателя режимов – довольно уязвимого узла многих видов электроинструмента. Замена или ремонт переключателя могут быть выполнены быстро и не требуют больших финансовых затрат.

READ  Как Открыть Замок Дрелью

Предварительно определить, почему бьет, но не сверлит перфоратор Makita, Metabo, Interskol и пр., можно по звуку: если очевидно слышно гудение двигателя, но отсутствуют вращательные движения, то, очевидно, проблема кроется в заклинивании редуктора. Иногда происходит обламывание зубьев шестерен – отколовшиеся фрагменты препятствуют их проворачиванию.

Также среди наиболее распространенных причин, почему перестал сверлить перфоратор Elitech, Hammer, Hitachi, STANLEY, RYOBI, Skil и иных брендов специалисты сервисных центров «Удачная техника сервис» называют:

  • износ зубьев защитной муфты – при этом будет слышен характерный звук «трещотки»;
  • истирание зубьев шестерен между валом двигателя и промежуточным валом;
  • ослабление держащей муфту конической пружины;
  • отсутствие фиксации большой шестерни вала.

В любом случае для диагностики потребуется разборка корпуса и механической части инструмента.

Мастера СЦ «Удачная техника сервис» легко справятся с этой работой, подберут необходимые запчасти с собственного склада компании, выполнят чистку, смазку, профилактическую проверку и регулировку прочих узлов. И все это – быстро, по выгодной цене и с предоставлением гарантии качества услуг!

Почему перфоратор не бьет

Смазка

Несвоевременная замена смазки тоже может быть причиной отсутствия удара. Работа перфоратором подразумевает наличие пыли, которая не лучшим образом влияет на свойства смазочных материалов. Пыль может забить отверстия в цилиндре, предназначенные для циркуляции воздуха при работе ударного механизма. Такой же эффект не исключен при использовании слишком густой смазки, не предназначенной для перфораторов.

Причины отсутствия удара

На первый взгляд кажется, что ударный механизм имеет простую конструкцию, и ломаться там нечему. Нагрузка, пыль и вибрация постепенно берут свое. Обычно сила удара снижается по мере износа механизма и в итоге сходит на нет. Резкое исчезновение удара объясняется деформацией или разрушением некоторых деталей.

Ударный механизм перфоратора

Большинство современных перфораторов имеют электропневматический ударный механизм. «Электро» – потому, что механика приводится в движение электродвигателем, а «пневматический» означает, что боек, бьющий по хвостовику бура, приводится в движение воздухом.

  • Шестерня передачи вращения от двигателя
  • «Пьяный» подшипник
  • Поршень
  • Ударник («летающий поршень»)
  • Ствол
  • Боек
  • Патрон SDS

При нажатии на кнопку двигатель передает вращение валу с «пьяным» подшипником, который в свою очередь приводит в движение поршень внутри ствола. При движении поршня вперед, между ним и ударником возрастает давление воздуха. Ударник двигаться в сторону бойка и бьет по нему. Боек передает энергию удара в бур. Затем поршень совершает движение в обратную сторону, создавая в стволе область разрежения. За счет этого ударник возвращается в исходное положение, после чего весь цикл повторяется.

Большинство перфораторов имеют два или три режима работы:

  • комбинированный режим: удар и вращение бура;
  • режим блокировки вращения: работает только ударный механизм;
  • режим блокировки удара: перфоратор можно использовать в качестве дрели или миксера для приготовления строительных смесей.

Боек и ударник

Эти детали изготавливают из высокопрочной стали. Боек выходит из строя редко, но втулка, в которой он двигается, поглощает часть ударной энергии и со временем разрушается. Осколки заклинивают боек, и перфоратор перестает бить.

Ударник («летающий поршень») имеет компрессионное кольцо. При его износе часть воздуха проходит в зазор между цилиндром в стволе и ударником. Чем больше износ, тем слабее удар. Проблему решает замена кольца на новое.

Иногда ударная часть «летающего поршня» разбивается о боек. Обычно это результат давления на перфоратор при бурении отверстий. Скорость сверления не увеличивается, но нагрузка на механизм возрастает, что ускоряет износ. Ремонт заключается в снятии фаски на наждачном станке или замене детали.

работать, ударный, механизм, перфоратор

Корпус

Корпус перфоратора изготавливают из металла (обычно алюминиевых или магниевых сплавов) или ударопрочного пластика. Чаще всего сочетают и то и другое. Металлический корпус прочнее пластикового и хорошо отводит тепло, обеспечивая эффективное охлаждение инструмента. Согласно законам физики, при сжатии воздух нагревается, поэтому при работе перфоратора важно обеспечить необходимое охлаждение ударного механизма. Для этого часть воздуха от колеса вентилятора проходит через ударный механизм. При этом предотвращается чрезмерный нагрев корпуса перфоратора и поддерживается достаточная вязкость смазки в механизме. Чтобы исключить ожег от разогревшегося металла, применяют различные пластмассовые накладки.

Расположение двигателя

В качестве двигателей в перфораторах используют, как правило, коллекторные электродвигатели. Двигатели располагают в двух положениях: горизонтальном и вертикальном.

Горизонтальная схема размещения применяется, как правило, в легких перфораторах, вертикальная — в средних и тяжелых. Однако бывают и исключения. Тяжелый перфоратор Metabo KHE 96 при весе почти 12 кг имеет горизонтальное расположение двигателя.

Инструмент с горизонтальной компоновкой более компактен и удобен для работы в узких местах. Однако эта конструкция характеризуется повышенной ударной нагрузкой на двигатель и несколько худшими условиями его охлаждения.

Вертикальная компоновка обеспечивает лучшие условия работы двигателя (снижение ударной вибрации и эффективное охлаждение), а также более широкую амплитуду движения поршня и бойка благодаря возможности использовать вместо качающегося подшипника кривошипно-шатунный механизм с увеличенным ходом поршня.

Перфораторы с вертикальным расположением двигателя способны переносить более интенсивную работу, чем модели с горизонтальной компоновкой.

Ударный механизм перфоратора

Основные механизмы и узлы перфоратора

Устройство переносного перфоратора показано на рис.1. Перфоратор состоит из цилиндра 5, головной части 3 с воздушным краном 2 и рукояткой управления 18, ствола 9 с буродержателем 14, скрепленных стяжными болтами 15. Внутри цилиндра разме­щены воздухораспределительное устройство 4, поршень 11, гели­коидальный винт 7 и водяная трубка 12. На выхлопную гор­ловину цилиндра крепится глушитель шума 6, на нижнем приливе

Рис 1. Устройство переносного перфоратора

цилиндра размещено виброгасящее устройство 1. В конце рабочего хода поршень наносит удар по хвостовику буровой штанги. При обратном ходе поршень с геликоидальным винтом поворачивает сопряженные с ним буксы 10, 13 и буровую штангу. Автоматическую подачу воздуха при рабочем и холостом ходах осуществляют клапаном. 5 воздухораспределительного устрой­ства 4.

Сжатый воздух поступает в перфоратор из шахтной магистрали через патрубок 16. Воздушный кран имеет четыре положения: полная работа, забуривание, стоп и интенсивная продувка. Промывочную воду подводят к перфоратору от водяной магистрали через кран 19, патрубок 17 и водяную трубку. Блокировочное устройство обеспечивает автоматическое включение и отключение воды при запуске и остановке перфоратора.

Ударно-поворотный механизм

В перфораторах с автоматическим поворотом бура ударно-поворотный механизм конструктивно выполняется в виде поршневого двигателя, преобра­зующего энергию подводимого к перфоратору сжатого воздуха в энергию ме­ханического возвратно-поступательного движения поршня- ударника. В конце рабочего хода поршень ударник передаёт энергию непосредственно буровой штанге путём нанесения удара по торцу её хвостовика, и на обратном ходу ра­ботает как привод механизма поворота буровой штанги.

Кроме того, поршень ударник перфоратора одновременно является ос­новной частью системы воздухораспределения. Так, он непосредственно управляет выхлопом отработанного сжатого воздуха, открытием каналов пере­кидки клапана (в системах с золотниковым воздухораспределением). Определя­ет объёмы рабочих камер; в некоторых конструкциях перфораторов поршень ударник осуществляет полностью все функции воздухораспределения (зо­лотниковая система воздухораспределения), с жесткой связью золотника с поршнем или выполненной на самом поршне. Таким образом, ударно-поворотный механизм предназначен для нанесения ударов по буровому инструменту и его поворота после каждого удара на некоторый угол (обычно 5—15 е ) для последовательного разрушения

забоя шпура по всей площади. По отношению к ходу поршня различают поворотные механизмы зависимого и независимого дей­ствия.

Поворотные механизмы зависимого действия осуществляют поворот бурового инструмента при обратном ходе поршня и могут быть выполнены с поворотным винтом — геликоидальным стержнем или с геликоидальной (винтовой) нарезкой непосредственно на штоке поршня.

В первом случае храповое кольцо 1(рис. 2, а)закрепляется и задней части цилиндра 2и имеет сверления для пропуска сжа­того воздуха к воздухораспределительному устройству 10. В хра­повое, кольцо входит головка геликоидального (поворотного) стержня 3 с собачками 9, которые отжимаются пружинами 8через плунжеры 7. Собачки соприкасаются с зубьями храпового кольца, благодаря чему геликоидальный стержень может поворачиваться только в одну сторону. На втором конце геликоидального стержня имеется геликоидальная нарезка с большим шагом, которая вхо­дит в геликоидальную (поворотную) гайку 4, неподвижно укреп­ленную в поршне-ударнике 5, который шлицами соединяется с по­воротной буксой 6.

Во время рабочего хода поршень благодаря своей значительной массе перемещается прямолинейно вперед относительно гелико­идального стержня. При повороте последнего собачки свободно проскальзывают в храповом кольце. При обратном ходе гелико­идальный стержень заклинивается в храповом кольце собачками, и поршень вынужденно поворачивается на некоторый угол, обес­печивая через шлицевое соединение поворот поворотной буксы н бурового инструмента 11.

Поворотное устройство второго типа основано также на работе геликоидальной нары в комплексе с храповым механизмом, но при этом винтовая нарезка выполняется прямо на штоке поршня 5 (рис. б), который помимо геликоидальной нарезки имеет и прямые шлицы 8. Геликоидальная нарезка штока поршня вхо­дит в соответствующие пазы храповой буксы 1 с наружными зубьями, которые совместно с собачками 2, пружинами 7 и плун­жерами 6, смонтированными в корпусе 4, образуют храповый механизм.

Принцип работы поворотного устройства аналогичен описанному выше, только при рабочем ходе поршня вместо ге­ликоидального стержня поворачивается храповая букса. Враще­ние поршня-ударника прямыми срезами или шлицами передается поворотной буксе 3 и дальше буровому инструменту 9.

работать, ударный, механизм, перфоратор

Поворотный механизм с геликоидальным стержнем отличается надежностью в работе и позволяет легко менять угол поворота бурового инструмента заменой геликоидальной пары, в то время как во втором типе приходится менять поршень со штоком. Однако при переносе храпового устройства в переднюю часть сокращается длина и увеличивается диаметр каналов для подвода воздуха, что способствует увеличению кпд молотка. Исходя из этого, в обычных перфораторах чаще применяют поворотные устройства с геликоидальным стержнем, а в перфораторах с большим числом ударов нередко отдают предпочтение второму типу поворотных устройств.

READ  Что Делают Перфоратором При Ремонте

3.2. Воздухораспределительные устройства

Воздухораспределительные устройства перфораторов предназначены для автоматической подачи воздуха попеременно в правую или левую полость цилиндра, что обеспечивает рабочий и холостой ход поршню ударнику.

Клапанное воздухораспределение нашло наиболее широкое распространение в современных перфораторах благодаря простоте конструкции малым движущимся массам и поверхностям трения, а также малой чувствительности к засорению, что обеспечивает надёжность в эксплуатации. Однако одним из основных недостатков клапанного воздухораспределительного устройства является повышенный расход сжатого воздуха.

Клапанное воздухораспределительное устройство (рис.3а) состоит из кольцевого клапана 1. корпуса клапанной коробки 9, передней крышки 10 со сверлением 3 и задней крышки 4 с направляющей втулкой. Сжатый воздух из магистрали через пусковой кран и каналы 6 поступает в кольцевое пространство корпуса клапанной коробки 9 и далее по кольцевым зазорам между клапанном и передней крышки — в заднюю полость 5 цилиндра.

На случай, если при пуске перфоратора поршень окажется в крайнем заднем положений, а клапан в переднем, в крышке клапанной коробки имеется небольшое сверление 3, по которому воздух поступает в заднюю полость цилиндра и перемещает клапан в положение, соответствующее рабочему ходу. Большая поверхность и небольшой ход клапана (0.4 — 1мм) обеспечивает надёжную работу клапанного воздухораспределения. Работа разновидностей клапанного воздухораспределительного устройства (рис.3 б, в) аналогична.

3.2.2. Золотниковое воздухораспределение со свободным золотником

Золотниковое воздухораспределительное устройство обеспечивает значительно меньший расход сжатого воздуха, чем клапанное, но имеет большие поверхности трения, в связи, с чем более требовательно в эксплуатации. Золотниковое воздухораспределительное устройство (рис. 4, а) состоит из полого цилиндрического золотника 1, который перемещается в корпусе золотниковой коробки 9 с крышкой 8 в начале рабочего хода золотник находится в крайнем левом положении, и сжатый воздух через сверления в золотнике поступает в заднюю полость 3 перфоратора. Поршень 2 перемещается вперёд, совершая рабочий ход, но перед тем, как открыть выхлопное отверстие 4 для выхода сжатого воздуха из задней полости цилиндра в атмосферу и уменьшения давления в ней. Открывает дополнительный канал 5. Сжатый воздух по каналу 5 попадает в задний кольцевой просвет золотниковой коробки, создаёт давление на буртик золотника и принудительно перемещает его в правое крайнее положение.

Золотниковое воздухораспределение применяется в наиболее мощных перфораторах с небольшой частотой ударов.

3.2.3. Золотниковое воздухораспределение с жестким золотником (бесклапанное воздухораспределение)

Во втором случае происходит автоматическое распределение сжатого воздуха самим поршнем. При этом к началу рабочего хода поршень 5 (рис. 5, б) находится в заднем положении, а сжатый воздух из подводящего канала 1 поступает в кольцевой просвет между поршнем и цилиндром и по каналу 2 попадает в заднюю полость 8 цилиндра под действием давления сжатого воздуха поршень устремляется вперед. По мере движения вперед поршень перекрывает впускной канал 2 и продолжаем перемещаться под действием расширяющегося воздуха до тех пор, пока не откроется выхлопное отверстие 3, а затем — по инерции.

3.3. Устройства для очистки шпуров и скважин

Удаление буровой мелочи осуществляется продув­кой, промывкой, одновременной продувкой и промывкой и отса­сыванием ее из шнуров и скважин.

Обычно применяется для интенсивной очистки шпура и осуществляется поворотом продувочного крана 1 (рис. 6, а) для подачи сжатого воздуха по дополнительному каналу 7 непосред­ственно к шлицевому соединению штока поршня 6. При этом передняя полость цилиндра и задняя полость клапанной коробки 4 соединяются с атмосферой каналами 3 и 2, клапан 5 отжимается назад и удерживается в этом положении до конца продувки, а поршень со штоком уходит вперед. Сжатый воздух по зазорам в шлицевом соединении поступает в осевой канал бурового инстру­мента и дальше — в шпур к лезвиям коронки.

В некоторых конструкциях перфораторов пусковой кран имеет дополнительное положение, в котором он выполняет функции продувочного крана и подает сжатый воздух непосредственно к шлицевому соединению штока поршня. Продувка шпуров и скважин достаточно эффективна, однако приводит к дополнительному загрязнению воздуха, что резко ограничивает область ее применения, а в кремнистых породах продувка вообще запрещена.

Осуществляется созданием в канале бурового инструмента разрежения, под действием которого буровая мелочь засасывается в канал и направляется для очистки в специальные пылеуловители. Разрежение обычно создается с по­мощью эжекторов, которые могут быть смонтированы непосред­ственно в перфораторе, в пылеотводящем шланге или пылеуло­вителе, или с помощью вакуум-насосов. Сжатый воздух, поступа­ющий к эжектору 2 (рис.6, б)из головки молотка 4, создает разрежение в центральной трубке 5 перфоратора 1 и канале бурового инструмента 6. В результате разрежения воздух из шпура засасывается в буровой инструмент. Буровая мелочь засасывается в канал вместе с воздухом и движется к эжектору, а затем по пылеотводящему рукаву 3 к пылеуловителю. Отсос воздуха может произво­диться также с помощью специальной муфты, устано­вленной в передней части бурильного молотка. Приме­нение отсоса буровой мелочи снижает запыленность отса­сываемого воздуха до сани­тарной нормы, но связано с необходимостью примене­ния дополнительного до­вольно громоздкого обору­дования для подавления пыли и несколько уменьшает скорость бурения. Последнее объясняется дополнительным расходом воздуха вблизи перфоратора на отсос пыли. Указанные недостатки про­дувки и пылеотсоса привели к тому, что эти способы обычно применяются только в случаях, когда по каким-либо причинам не может быть применена про­мывка, например при бурении мерзлых грунтов.

Получила широкое распростране­ние при бурении и подразделяется по способу подачи жидкости на центральную и боковую. При центральной промывке из задней крышки (по оси перфоратора) через геликоидальный стержень и поршень со штоком идет центральная трубка-игла 2(рис. 7, а),которая своим концом входит в хвостовик бурового инструмента 3. Жидкость подается в трубку от водоподводящего рукава через специальный канал 1. Для предотвращения попадания воды в цилиндр перфоратора под пробкой 4 устанавливается уплотнительный сальник 5. Разбрызгиванию и вытеканию жидкости внутрь молотка в месте входа иглы в буровой инструмент препятствует сжатый воздух, поступающий в канал бурового инструмента через зазоры между трубкой и хвостовиком бурового инструмента и соз­дающий воздушно-водяную смесь. При этом жидкость подается к перфоратору под меньшим давлением (0,15-0,2 кгс/см 2 ), чем воздух (0,5 — 0,6 МПа), для предотвращения попадания ее в перфо­ратор и вымывания смазки.

Для упрощения конструкции перфоратора, увеличения давле­ния промывочной жидкости, исключения попадания воздуха в шпур и воды в перфоратор приме­няют боковую подачу промывочной жидкости с помощью спе­циальных муфт. В этом случае хвостовик бурового инструмента 5 (рис. 7, б) выполняется с цилиндрической шлифованной поверх­ностью, которая входит в муфту 1 с уплотнениями 4. Промывоч­ная жидкость поступает через штуцер 6 в муфту и дальше по ка­налам бурового инструмента 2 и 3 к буровому инструменту. Про­мывочная жидкость выносит буровую мелочь из шпура или сква­жины и смачивает пылевые частицы. Боковая подача жидкости усложняет и ослабляет конструкцию хвостовика бурового инструмента, а муфты вносят неудобство в работу и по мере под­работки уплотнений начинают пропускать воду на перфоратор и бурильщика. Центральная и боковая промывка увеличивают скорость бурения соответственно на 46 и 78 % и снижают запыленность в 11 и 20 раз.

Смазка основных трущихся деталей перфораторов произво­дится автоматически с помощью магистральных внутренних фланцевых масленок. В качестве внутренней масленки исполь­зуется полость 1 (рис.8, а) направляющей буксы 5, в которую через пробку 3 заливается 0,1—0,15 л масла. Попадая в канал 4, масло увлекается сжатым воздухом, поступающим от шлицевого соединения штока через канал 6.

Масло смешивается с основным потоком воздуха в канале 7, откуда смесь поступает к храповому механизму и далее через воздухораспределительное устройство в цилиндр перфоратора 2 — ко всем трущимся его деталям. Запаса смазки, помещаемой в полости направляющей буксы пер­форатора, обычно хватает на 1—2 ч работы, поэтому часто рукав, подводящий сжатый воздух, подсоединяется к перфоратору через автоматическую фильтр-масленку. Фильтр-масленки ФАМ-1 и ФАМ-2 состоят из металлического резервуара 1 (рис. 8, б) емкостью 0,1—0,5 л, который заполняется маслом через пробку 8. Масленка подсоединяется к перфоратору с помощью гайки 4, а на ниппель 7 надевается рукав, подводящий сжатый воздух. Последний поступает к перфоратору по патрубку 6 через сетча­тый фильтр 9, который задерживает частицы размером более 0,7 мм. Подходя к патрубку 6, воздух через калиброванное от­верстие 2 попадает в полость масленки и выдавливает масло через отверстие 5, перекрываемое регулировочной иглой 3, в полость с меньшим давлением. Выдавливаемое масло подхватывается воздушным потоком и поступает в перфоратор.

Аналогично устроены автомасленки МА-5, в которых сжатый воздух, проходя по патрубку 2 (рис. 8, в), попадает через калиброванное отверстие 4 и выжимает из резервуара 1 масло по трубке 5 с калиброванным стержнем 3. Таким образом, масло вытекает в зону с меньшим давлением и дальше в виде масляной пыли попадает в перфоратор. Магист­ральные автомасленки устанавливаются в разрыве магистрали, подводящей сжатый воздух к перфоратору, и могут обслуживать также вспомогательные пневматические механизмы, работающие в комплексе с перфораторами. Централизованные магистральные автомасленки также обычно проектируются на принципе выжи­мания масла в зону с пониженным давлением и рассчитываются на такой объем масла, чтобы его хватало на 6—8 ч работы.

READ  Как Работать На Триммере Видео

Для смазки перфораторов применяются индустриальные масла 12 (веретенное 2), 20 (веретенное 3), 30 (машинное Л) и 45 (машин­ное С). При эксплуатации перфораторов в условиях пониженной температуры масло должно разжижаться добавлением трети-четверти керосина. Смазку букс и других незащищенных и тру­щихся деталей, подверженных влиянию атмосферных условий, производят пресс-солидолом 1, 2, 3.

Оборудование и инструмент для выполнения работы

Для выполнения работы используются следующие образцы перфораторов и инструмента:

Измерительный инструмент (штангенциркуль, штангенглубиномер, микрометр, линейка).

По методическому указанию, а также на моделях изучить конструкцию и принцип действия перфоратора и устройств.

Произвести разборку и сборку перфоратора.

При разобранном перфораторе измерить диаметры: поршня, штока поршня, поворотного стержня, ход клапана, конструктивный ход поршня, длину штока поршня, длину поршня, угол подъёма винтовой косильной лески поворотного стержня.

Схема воздухораспределительного устройства.

Схема центральной и боковой промывки перфоратора.

Схема устройства для смазки перфоратора.

Заполнить таблицу по результатам замеров.

Различные модели перфораторов имеют конструктивные особенности, отличающие их друг от друга — в зависимости от фирмы-производителя, мощности и функциональности инструмента. Однако, несмотря на эти отличия, все перфораторы содержат одни и те же узлы и системы, обеспечивающие выполнение их главной функции. К основным узлам перфоратора относятся: электродвигатель, редуктор, ударный механизм и патрон. Кроме этого, имеются вспомогательные системы и механизмы, расширяющие возможности перфораторов или делающие их эксплуатацию более удобной и безопасной — антивибрационная система, устройство «вариолок» (Vario-Lock — механизм фиксации инструмента в определенном положении), механизм ограничения глубины сверления, система удаления пыли, механизм переключения режимов работы и пр.

Антивибрационная система

Инструмент комплектуется и другими системами. Предусмотрены антивибрационные системы активного и пассивного типа. Чтобы устранить колебания, в первом случае используется амортизирующий механизм и противовес, дополнительно предполагающий наличие пружины. Именно на нее приходится нагрузка при отдаче. Дополнительно гасить вибрации удается и с помощью рукояти. При установке используют ее присоединение к внешней оболочке через шарнир, расположенный внизу, и пружину сверху. Для пассивных конфигураций характерно применение на корпусе резиновых прокладок, но необходимо учитывать, что эффективность подобных конструкций довольно мала.

Интересно узнать: «Нетрадиционное использование дрели — 4 интересных лайфхака»

Как работает перфоратор прямого типа

Принцип работы перфоратора основывается на превращении электрической энергии в механическую. Электромотор приводится в действие за счет подачи тока из бытовой сети 220В. В двигателе вращается ротор, который приводит в действие редуктор. Редуктор передает усилие на патрон электроинструмента, в котором фиксируется соответствующая насадка. Это краткое описание принципа работы перфоратора. При ремонте или замене деталей рассматриваемого электроинструмента, не помещает разобраться с подробностями принципа работы устройства:

  • Для начала необходимо закрепить в патроне инструмента рабочую насадку, что выполняется достаточно просто. Одной рукой нужно прижать пластиковую муфту патрона к корпусу, а затем вставить бур внутрь устройства. Предварительно не забывайте смазывать хвостовики насадок перед тем, как установить их в патрон электроинструмента
  • Вилка соответственно вставляется в розетку, что необходимо для работы электромотора
  • При нажатии кнопки пуск подается электрический ток на статор электромотора, за счет которого создается электромагнитное поле. На ротор ток подается через графитовые щетки и коллектор. При поступлении тока на ротор, происходит его перемещение под воздействием образовывающегося магнитного поля. Два магнитных поля с разными полюсами отталкиваются друг от друга, что мы видим при работе коллекторного электромотора
  • Вал статора отцентрирован и расположен на подшипниках, которые обеспечивают его вращение. Причем вращение вала достигает скорости 27 000 оборотов в минуту
  • На конце вала ротора расположена косозубая шестерня малого размера, которая входит в зацепление с передаточным механизмом промвала — шестерней большого диаметра. За счет этого происходит понижение скорости вращения и увеличение момента. Обычно все инструменты имеют постоянное передаточное число, а регулирование скорости осуществляется при помощи электроники
  • Промвал — это вал, на котором расположены шестерни и пьяный подшипник. Шестерня, соединенная с валом электромотора, приводит в движение промвал перфоратора
  • На промвалу крепится пьяный подшипник, а также шестерня малого диаметра, которая входит в зацепление с шестерней большого диаметра, расположенной на оси растровой втулки
  • Ударная опция реализуется за счет перекосного вращения пьяного подшипника. Выступ от пьяного подшипника (перпендикулярная ось) соединяется с поршнем или гильзой продолговатой формы. Эта гильза находится внутри растровой втулки, где происходит ее возвратно-поступательное или колебательное перемещение
  • Внутри растровой втулки или ствола перемещается гильза с ударным бойком. В гильзе, где перемещается боек, находится воздушное пространство, за счет которого происходит воздействие на деталь. Поршень нагнетает давление воздуха, тем самым воздействуя на подвижный боек. Под воздействием давления сжатого воздуха происходит перемещение бойка, воздействующего ударной частью по ударному болту или ударнику. Ударник служит для того, чтобы передавать полученное ударное усилие от бойка на пятку установленной насадки в патроне перфоратора. Ход самого бойка составляет около 3-4 мм. На бойке находится уплотнительная резинка, которая со временем вырабатывается, что проявляется в виде снижения ударной функции (снижается сила удара). Чтобы вернуть прежнюю ударную силу инструмента, необходимо заменить резинку на бойке
  • Шестерня от промвала передает усилие на шестеренку, закрепленную на растровой втулке, и расположенной перпендикулярно промвалу. Шестеренка, которая крепится на растровой втулке и передает усилие вращения на патрон, предназначена для снижения частоты движения патрона

В итоге происходит работа перфоратора в режиме сверление с ударом. Кроме режима сверления с ударом, пистолетные агрегаты способны также сверлить без удара или работать в режиме отбойника. Для этого в конструкции электроинструмента имеется переключатель, который отключает вращение пьяного подшипника или шестерни на промвалу, в зависимости от включаемого режима. Кстати, отключение функции сверления происходит за счет заклинивания шестерни, расположенной на растровой втулке.

Электроинструмент может применяться не только для обработки бетона и прочих прочных конструкций, но еще и для обработки металла, дерева, пластика и стекла. Зная, как работает прямой перфоратор, не составит труда найти причину его неисправности, а также устранить ее. Зачастую при выходе из строя деталей перфоратора, необходима их замена. Причем в зависимости от масштаба поломок, может понадобиться замена либо всего механизма — редуктора, либо же отдельных деталей — пьяного подшипника, бойка, шестерней.

Ударный механизм на перфораторе работает исключительно под нагрузкой, поэтому на холостом ходу, когда установленная насадка не прижата к обрабатываемой поверхности, инструмент не будет создавать ударное воздействие. Достигается это за счет того, что ударный боек перемещается внутри растровой втулки, однако за счет отсутствия компрессии (давления) происходит перемещение этого вхолостую. Как только в патрон устанавливается насадка и прижимается к обрабатываемой поверхности, то в области расположения конца хвостовика происходит перекрытие канала, за счет чего создается компрессия. При наличии компрессии увеличивается сила рабочего хода бойка, воздействующего на пятку установленной насадки. Эта сила называется ударной, и измеряется в Джоулях. В пистолетных перфораторах величина силы удара достигает 2-3 Джоулей, а в бочковых профессиональных моделях до 20 Джоулей.

Выше описан принцип работы перфораторов марки DeWALT пистолетного типа. По аналогичному принципу работают все пистолетные перфораторы марок Interskol, Энергомаш, Bosch, Stern, Makita, Hilti и другие.

Антивибрационная система

Производители перфораторов разрабатывают все новые антивибрационные системы. Системы защиты от вибрации делят на активные и пассивные. Активные антивибрационные системы (часто встречается маркировка AVS) устанавливают только на мощные модели. Для гашения вибрации используют несложный принцип: обычно это амортизирующее устройство, противовес с пружиной, которая и принимает на себя отдачу. Правда, эта система полностью поглотить вибрацию не в состоянии, она лишь серьезно уменьшает ее.

В конце статьи есть видео демонстрирующее работу активной антивибрационной системы.

Кроме этого, за гашение вибрации может отвечать еще и рукоятка: снизу ее крепят к корпусу с помощью шарнира, а сверху через пружинный механизм. Под пассивной антивибрационной системой подразумевают обычные резиновые накладки на корпусе, которые также защищают и от проскальзывания руки. Однако надо признать, что толк от накладок не слишком велик.

Редуктор перфоратора

Редуктор перфоратора осуществляет передачу вращательного движения от двигателя к патрону и приводит в действие ударный механизм инструмента. Он состоит из набора цилиндрических, конических и червячных шестерен. Чаще всего редукторы перфораторов имеют постоянное передаточное число. Регулирование числа оборотов патрона и частоты ударов обеспечивается электронным регулятором. Однако имеются модели и с двухскоростными редукторами.

Для смазки редуктора применяется консистентная смазка, заправляемая в редуктор при первоначальной сборке и во время технического обслуживания или ремонта — в те моменты, когда осуществляется разборка перфоратора.